Рабочая тетрадь по русскому языку 5 класс Тростенцова Л.А., Дейкина А.Д., Невская С.И. Страницы §2.Приобщение к морфологическому разбору имени существительного

Посмотрим, как проявляются его признаки в следующих предложениях.

  • Зло рождает зло.
  • Его лицо зло.
  • Он посмотрел зло.

Во-первых, определим, какое грамматическое значение имеет слово зло в каждом из предложений.

  • (Что?) Зло рождает(что?) зло. (предмет)
  • Лицо(каково?) зло (злое)(признак предмета)
  • Посмотрел(как?) зло. (признак действия).

Во-вторых, определим, какие морфологические признаки оно имеет, как изменяется.

  • Зло, зла, злу... (слово среднего рода, 2 склонения, изменяется по падежам).
  • Лицо зло. Улыбка зла. Лица злы. (Слово изменяется по родам и числам; по падежам не изменяется).
  • Посмотрел зло, посмотрела зло, посмотрели зло. (Неизменное слово, окончания не имеет. О- суффикс).

В-третьих, определим его роль в предложении.

  • Подлежащее и дополнение.
  • Сказуемое.
  • Обстоятельство.

Вывод.:

  • Зло – имя существительное.
  • Зло- имя прилагательное (краткое).
  • Зло – наречие.

4. Перепеши предложения, раскрыв скобки, и укажи, какой частью речи являются однокоренные слова.

  • Ответ. 1. Он сделал это (на) зло мне. Он сделал это назло мне. (Наречие)
  • 2. (На) зло нельзя отвечать злом. На зло нельзя отвечать злом. (Имя существительное).

Рабочая тетрадь по русскому языку 5 класс Тростенцова Л.А., Дейкина А.Д., Невская С.И. Страницы §2.Приобщение к морфологическому разбору имени существительного

Приводим образец морфологического разбора имени существиельного.

Роняет лес багряный свой УБОР.

Рабочая тетрадь по русскому языку 5 класс Тростенцова Л.А., Дейкина А.Д., Невская С.И. Страницы §2.Приобщение к морфологическому разбору имени существительного

Запиши три любые поэтические строки из любимых стихотворений и подчеркни в них слова, которые следует разобрать по предложенной схеме.

  • Ответ. Как счастлив я, когда могу покинуть
  • Докучный шум столицы и двора
  • И убежать в пустынные дубравы.

5. а) Прочитайте текст и подчеркни предложение, в котором заключена главная мысль. Подчеркни существительные, живописующие раннюю весну. Уточни по толковому словарю лексическое значение слов ОТТЕПЕЛЬ, РАСПУТИЦА, РОСТЕПЕЛЬ. Какие из них являются синонинами?

  • Ответ. Очень богат русский язык словами, относящимися к временам года и к природным явлениям, с ними связанным. Возьмём хотя бы раннюю весну. У нее, у этой зябнущей от последних заморозков девочки-весны, есть в котомке много хороших слов.
  • Начинаются оттепели, ростепели, капели с крыш. Снег делается зернистым, ноздреватым, оседает и чернеет. Его съедают туманы. Постепенно развозит дороги, наступает распутица, бездорожье. На реках появляются во льду первые промоины с чёрной водой, а на буграх - проталины и проплешины. По краю слежавшегося снега уже желтеет мать-и-мачеха. На реках происходит первая подвижка льда (именно подвижка, а не движение).
  • (К. Г. Паустовский)

Прочитай описание весны в семейном кругу. Поделись впечатлениями, насколько точен, конкретен и образен язык писателя.

б) Выполни морфологический разбор слова КРЫШ из предложения

Начинаются капели с крыш.

  • Ответ.
ПЛАН РАЗБОР
1. Общее грамматическое значение Слово крыш обозначает предмет
2. Морфологические признаки

Начальная форма (н.ф.):

крыша женского рода, 1-го склонения.

Изменяется: по числам - крыша, крыши

по падежам - крыша, крыши, крыше

Множественное число, родительный падеж

3. Синтаксическая роль В предложении является дополнением
4. Вывод Это имя существительное

6. Внимательно рассмотри таблицу. Дополни первую колонку собственными прмерами.

  • Ответ.
Морфологические признаки, которые выделяются при сравнении Слова или формы слов, которые сравниваются
1. Нарицательное - собственное

река - Волга;

озеро - Байкал;

горы - Урал

2. Неодушевленное - одкшевленное

река - рыба;

озеро - утка;

горы - животные;

лес - заяц

3. Род: женский - мужской - средний

река - мост - озеро;

книга - шкаф - знание;

мать - отец - дитя;

природа - дятел - дерево

4. Склонение:

1-е, 2-е, 3-е

река - мост - ночь;

мама - отец - дочь;

лиса - волк - мышь;

вода - лёд - степь

5. Число:единственное - множественное

река - реки;

нога - ноги;

стол - столы;

меч - мечи

6. Падеж

Им. -Род. -Дат. -Вин.-Твор.-Предл.

река- реки - реке - реку - рекой - (о) реке

книга - книги - книге - книгу - книгой - (о) книге

Сформулируй самостоятельно на основе материала таблицы вывод, какие из указанных признаков имени существительного являются постоянными, а какие - непостоянными.

  • Ответ. ПОСТОЯННЫЕ - склонение, род
  • НЕПОСтОЯННЫЕ - число, падеж

7. Распредели слова в две колонки. При анализе учитывай общее грамматическое значение слов и их морфологические признаки.

Восстать, восстание; двигать, движение; изучать, изучение; запомнить, запоминание; выдохнуть, выдох; вдохнуть, вдох; восклицать, восклицание; рассуждать, рассуждение; высказывать, высказывание.

  • Ответ.
Имена существительные Глаголы
восстание восстать
движение двигать
изучение изучать
запоминание запомнить
выдох выдохнуть
вдох вдохнуть
восклицание восклицать
рассуждение рассуждать
высказывание высказывать

8. В каждой группе лишнее слово. Письменно объясни свой выбор.

I II III
синева желтеть беловатый
синька желтизна белизна
синий желток белёсый
  • Ответ. В первой группе лишнее слово синий,
  • потому что это имя прилагательное, а остальные два - имена существительные
  • Во второй группе - желтеть,
  • потому что это глагол, а остальные два - имена существительные.
  • В третьей группе - белизна,
  • так как это имя существиельное, а остальные два - имена прилагательные.

Придумай свои 3 группы примеров и предложи товарищу выполнить задание: найти лишнее слово, а сам подумай над примерами товарища.

  • Ответ. 1) Мокрота, мокрый, мокрянка.
  • 2) Блестеть, блеск, блестка.
  • 3)Беженец, бегущий, бегун.
Сохранить
Другие задания