63. а) Прочитай четверостишие из стихотворения А. С. Пушкина «Бесы». Вставь пропущенные буквы. Прилагательное МУТНЫЙ поставь в нужную форму.

  • Ответ. Мчатся тучи, вьются тучи;
  • Невидимкою луна
  • Освещает снег летучий;
  • МУТНО небо, ночь МУТНА

б) В стихотворении А. С. Пушкина «Бесы» прилагательное МУТНЫЙ употреблено в краткой форме. Самостоятельно определи его морфологические признаки.

  • Ответ. 1. Мутное небо - краткое прилагательное, согласуется с существительным небо в среднем роде и единственном числе.
  • 2. Ночь мутна - существительное, единственное число, женский род.

64. Прочитай описание сосны. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни грамматическую основу в первых двух строках и укажи, какими частями речи она выражена. Выпиши краткие прилагательные и образуй от них полные в начальной форме. Дополни таблицу своими примерами.

  • Ответ. Кора груба(волнистой линией), морщиниста (волнистой линией), красна (волнистой линией),Но так тепла (волнистой линией), так солнцем вся прогрета (двумя линиямми),Что кажется, что пахнет не сосна,А зной и сухость солнечного света.
  • (И.А. Бунин)
  • ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
  • краткие полные, в начальной форме
    груба грубый
    красна красный
    тепла теплый
    морщиниста морщинистый
    сухость сухой

65. Прочитай вслух строки из стихотворения Е.А. Баратынского. Подчеркни прилагательные как члены предложения.

  • Ответ. Весна, весна! Как воздух чист (сказуемое)!
  • Как ясен небосклон!
  • Своей лазурию живой
  • Слепит( две черты) мне очи он.
  • Ещё древа обнажены (прил.),
  • Но в роще ветхий лист,
  • Как прежде, под моей ногой
  • И шумен ( сказуемое), и душист (сказуемое).
  • Под солнце самое взвился
  • И в яркой (прил.) вышине
  • Незримый жаворонок поёт
  • Заздравный гимн весне.

66. а)Прочитайте вслух четверостишие из стихотворения Б.Л. Пастернака "Поездка". Вставь пропущенные буквы и запятые.Подчеркни грамматические основы и отметь, какими частями речи они выражены.

  • Ответ.
  • Рабочая тетрадь по русскому языку 5 класс Тростенцова Л.А., Дейкина А.Д., Невская С.И. Страницы §18. Прилагательные полные и краткие

б) Перечитай поэтические строки, приведённые в упр. 63—65. Какой из отрывков тебе хочется выучить наизусть? Выучи и запиши по памяти.

  • Ответ. На всех парах несется поезд,
  • Колеса вертит паровоз.
  • И лес кругом смолист и хвоист,
  • И склон березами порос.

67. а) Прочитайте с выражением отрывок из поэмы А.С. Пушкина "Полтава". Подчеркни в нем грамматические основы и укажи, какими частями речи они выражены. Какие слова помогают автору передать стремительность и энергию натуры Петра?

  • Ответ.
  • Рабочая тетрадь по русскому языку 5 класс Тростенцова Л.А., Дейкина А.Д., Невская С.И. Страницы §18. Прилагательные полные и краткие

б) Прочитай текст. Подчеркни предложение, в котором заключена главная мысль. Как ты думаешь, почему краткие прилагательные, в отличие от полных, выступают только в роли сказуемых и не склоняются?

  • Ответ. В древнерусском языке краткие прилагательные склонялись и свободно употреблялись как в роли сказуемого, так и в роли определения. Остатки косвенных падежей и именительного падежа в роли определения кратких прилагательных сохранились в отдельных выражениях: средь бела дня; по белу свету; на босу ногу; не по хорошу мил, а по милу хорош; мал мала меньше; от мала до велика; от малой искры сыр-бор загорелся.
  • (Л.Т. Григорян)

68. Подчеркни в предложениях грамматические основы. Укажи, какими частями речи они выражены. Обрати внимание на правописание кратких прилагательных, оканчивающихся на шипящую.

  • Ответ.
  • Рабочая тетрадь по русскому языку 5 класс Тростенцова Л.А., Дейкина А.Д., Невская С.И. Страницы §18. Прилагательные полные и краткие

Рабочая тетрадь по русскому языку 5 класс Тростенцова Л.А., Дейкина А.Д., Невская С.И. Страницы §18. Прилагательные полные и краткие

69. От данных прилагательных образуй краткую форму и с краткими прилагателными составь предложения. Подчеркни в них грамматические основы.

  • Ответ. Свежий - свеж Колючий - колючь
  • Пахучий - пахучь Пригожий - пригож
  • Могучий - могучь Хороший - хорош
  • Сегодня воздух свеж;
  • Я сегодня пахуч;
  • После тренировки я могучь;
  • Кактус очень колючь;

70. Вставь пропущенные термины и приведи примеры употребления Ь после шипящих в именах существительных, именах прилагательных и глаголах.

В русском языке на конце слов часто встречаются шипящие. например:

  • Ответ.свеж, хорош, пригож.

После шипящих иногда пишется Ь, а иногда нет.

  • Ответ. Так, в именах существительных Ь пишется только в словах 3-го склонения.
  • Например: речь, мышь.
  • В существительных 2-го и 1-го склоненияй Ь не пишется
  • Примеры: меч, мяч
  • В прилагательных с окончанием на шипящую Ь не пишется.
  • Примеры:
  • В глаголах после шипящих Ь пишется всегда, включая формы с -СЯ и -ТЕ.
  • Пример: купаться, инраться

71. Прочитайте загадки. Обрати внимание на "работу" прилагательных, которые позволяют кратко и точно передать главное свойство предмета. Подчеркни их как члены предложения. Подбери ответы к загадкам.

  • Ответ. Долгая Мавра Синий мундир,Жестка, корява, желтая подкладка,На всех зла, в середине сладко.А всем мила. (Слива)
  • (Редька)
  • Золотое решето
  • чёрных домиков полно,
  • сколько чёрненьких домиков —
  • столько беленьких жильцов.
  • ( Подсолнух)
  • Сижу на дереве: кругла, как шар,
  • вкусна, как мёд,
  • красна, как кровь.
  • (Вишня)
  • Сам алый, сахарный,
  • кафтан зелёный, бархатный.
  • (Арбуз)
  • Кругла, а не месяц,
  • Желта, а не масло,
  • С хвостом, а не мышь.
  • (Репка)
  • Ответы: репа; подсолнух; арбуз; редька; вишня; слива.
Сохранить
Другие задания