42. Подчеркни грамматические основы. Графически покажи синтаксическую роль существительного СЛОВО, укажи его падеж.

  • Ответ.
  • Рабочая тетрадь по русскому языку 5 класс Тростенцова Л.А., Дейкина А.Д., Невская С.И. Страницы §14. Повторение

43. Подчеркни грамматические основы, а также все существительные в роли второстепенных членов предложения.

  • Ответ.
  • Рабочая тетрадь по русскому языку 5 класс Тростенцова Л.А., Дейкина А.Д., Невская С.И. Страницы §14. Повторение

44. Вставь пропущенные буквы. Где возможно, графически объясни свой выбор.

  • Ответ. Большой друг природы
  • О Михаиле Михайловиче (м.р., 2-ое ск. П.п.) Пришвине и его жизни мы узнаём со страниц написанных им книг.
  • Он родился в средней полосе России (ж.р., 1-ое ск., Р.п.) - В небольшом городе ( 2-е ск., П.п.) Ельце Орловской губернии (1-е ск., П.п.). Детство его прошло в дворянской усадьбе (1-е ск., П.п.). Дом утопал в зелени (3-е ск.) парка и прилегающего к нему сада с разнообразными культурными растениями.
  • Много времени мальчик проводил на берегах речки (1-е ск. Р.п.), которые были покрыты зарослями плакучей ивы и камышом.
  • Ещё с детстве ( 2-е ск., П.п.) научился Пришвин различать каждую травинку, слышать шёпот ветра и шорох листьев.
  • Михаил Михайлович исходил с ружьём и записной книжкой всю страну. Он побывал на Урале (2-е ск, П.п.), в Сибири (3-е ск.) и Карелии (1-е ск.,Р.п.).
  • Но большую часть жизни (3-е ск.) провёл он в дорогом его сердцу Подмосковье (1-е ск., П.п.). Пришвин открыл «кладовую солнца» в природе (1-е ск.,П.п.) и подарил её своим читателям.
  • А ты читал его книги?

45. Какая форма слова является литературной? Чтобы ответить на этот вопрос, обратитесь к толковому словарю. Литературный вариант слова выпиши на поля, обозначь род, склонение и падеж.

  • Ответ.
  • плацкартом 1. Плацкартой или плацкартом(м.р., 2-е ск., Т.п.)?
  • тюлем 2. Тюлью или тюлем (м.р., 2-е ск., Т.п.)?
  • шампунем 3. Шампунью или шампунем(м.р., 2-е ск., Т.п.)?
  • тапком 4. Тапкой или тапком (м.р., 2-е ск., Т.п.)?
  • повидлом 5. Повидлой или повидлом (ср.р., 2-е ск., Т.п.)?
  • Бандеролью 6. Бандеролью (ж.р., 3-е ск., Т.п.)или бандеролем?
  • Туфлей 7. Туфлей (ж.р., 1-е ск., Т.п.) или туфлем?

46. а) Внимательно прочитай отрывок из стихотворения. Вставь пропущенные буквы. Обозначь обращения буквой О.

Какие из словосочетаний «прилагательное + существительное» уместны в роли общения? Подчеркни их.

  • Ответ. От Аннушки маменьке при подарке альбома
  • Маменьке миленькой,
  • Красному солнышку,
  • Сизой голубушке,
  • Ангелу нежному,
  • Верно-надежному,
  • Чадохранителю,
  • Слабые младости
  • Путеводителю
  • В день нашей радости,
  • В день именин её, -
  • Дочь её Аннушка
  • Что скажет матушке?
  • Всё моё - всё твоё!
  • Чем дарить милую,
  • Тешить родимую?
  • Злато блестящее,
  • Камни восточные,
  • Ткани персидские -
  • Всё проходящее,
  • Если б имела я,
  • Всё принесла бы к родной!..
  • Радость, душа моя,
  • Совесть и разум мой! -
  • Так бы я молвила,
  • К милой склонясь на грудь, -
  • Все драгоценности,
  • Света сокровища,
  • Тленные, низкие,
  • Ах, нет! Не будут ввек
  • Должной наградою
  • Тихой, заботливой
  • матерней нежности,
  • скорбей и горестей -
  • Немощей тягостных!..
  • Долг святой дочери
  • к милым родителям,
  • В жизни сей, в будущей, -
  • Долг неоплатный есть!
  • Ты даровала мне
  • Жизнь и дыхание;
  • Ты даёшь более -
  • Мне воспитание!
  • Ты была помочью,
  • Первым учителем
  • рук моих, ног моих,
  • Взоров и голоса!
  • Ты дала, маменька!
  • Мыслям движение,
  • Сердцу - влечение
  • К доброму, лучшему, -
  • К Богу парение!..
  • Всё моё - всё твоё;
  • Что же принесть тебе?
  • Тешить родимую?
  • Пусть бы пропела я,
  • Пусть бы для радости
  • В час поплясала я:
  • Разве для маменьки
  • Это подарочек?
  • Сердце её надобно!
  • Сердце - какое же?
  • Доброе, милое,
  • Так, как у ней самой!
  • (А. Ф. Мерзляков)

б) Выбери из стихотворения А. Ф. Мерзлякова слова, которые ты использовал бы в обращении к своей маме, бабешке или тёте.

  • Ответ. Маменьке миленькой,
  • Красному солнышку,
  • Сизой голубушке,
  • Ангелу нежному...

в) Закончи определение.

  • Ответ. Обращение - слово или словосочетание, называющее лицо (реже - предмет),к которому обращена речь.

г) Прочитай текст. Выбери обращения, которые употребляются в вашей семье, и запиши с ними три-четыре предложения.

А как обращались к близким людям в 18 веке? Тогда в языке употреблялись такие слова: батюшка, бачка, матушка, отец, родитель.

Герой трагедии Озерова «Фингал» произносит фразу: «Что делаешь, отец?» В связи с этим ревностный поборник чистоты русского языка литератор Шишков заметил: «Никогда не может языку нашему свойственно быть, чтобы сын или дочь, говоря с отцом своим или матерью, называли: отец, мать. Для возвышенного слога мы имеем и возвышенные слова: Родитель мой! Отче мой!

У нас не только в возвышенном слоге, но даже в простых разговорах сын вместо: здравствуйте, батюшка или матушка! Не скажет отцу: здравствуй отец! Или матери: здравствуй, мать! Самые крестьянские дети не говорят иначе отцам, как бачка»

  • Ответ. 1) Мама, как прошел твой день на работе, что нового сегодня произошло?
  • 2) Папа, подай, пожалуйста, ножик со стола.
  • 3) Мамочка, ты моя самая лучшаяи любимая.
  • (По книге академика В. В. Виноградова «Язык Пушкина»

Мы не считаем возможным рекомендовать тебе, какие существительные-обращения следует адресовать твоим близким.

Предлагаем лишь группы имён существительных, которые могут выступать в этой роли. Они взяты из современного «Словообразовательного словаря русского языка» А. Н. Тихонова и «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля.

Рабочая тетрадь по русскому языку 5 класс Тростенцова Л.А., Дейкина А.Д., Невская С.И. Страницы §14. Повторение

Сохранить
Другие задания