Молекулярный уровень: общая характеристика

12. Дайте определения понятий.

Живая природа - это

  • Ответ: Совокупность биологических систем разного уровня организации и различной соподчиненности.

Биологическая система - это

  • Ответ: Целое, состоящее из взаимосвязанных частей и имеющее свойства живого.

13. Заполните таблицу "Уровни организации живой природы".

  • Ответ:

    Уровень организации Биологическая система Элементы, образующие систему
    Молекулярный Молекула Молекулы
    Клеточный Клетка Клетки
    Организменный Организм Организмы
    Популяционно-видовой Вид Виды организмов
    Экосистемный Экосистема Экосистемы
    Биосферный Биосфера Биосфера

14. Зарисуйте возможные варианты полимеров, состоящих из четырех мономеров.

  • Ответ: Рисуем сколько угодно полимеров, состоящих из четырех мономеров. Мономеры - круг, квадрат, шестигранник и треугольник.

Запишите, какое количество полимеров у вас получилось: 5. Подсчитайте и запишите, какое количество полимеров может быть образовано пятью мономерами: 24.

15. Заполните схему.

Классификация углеводов.

  • Ответ:

    1) Моносахариды - глюкоза, фруктоза, галактоза, рибоза, дезоксирибоза.

    2) Дисахариды - сахароза, мальтоза, лактоза.

    3) Полисахариды - крахмал, целлюлоза, гликоген, хитин.

16. Перечислите функции, которые выполняют углеводы в живых организмах.

  • Ответ: Энергетическая, строительная, опорная и рецепторная.

Липиды

17. Дайте определение понятия.

  • Ответ: Липиды - жироподобные вещества, нерастворимые в воде, состоящие из высокомолекулярных жирных кислот и трехатомного спирта глицерина.

Состав и строение белков

19. Закончите предложение.

  • Ответ: Мономерами белков являются аминокислоты.

20. Подпишите в общей формуле названия частей, из которых состоит любая аминокислота.

  • Ответ:

  • Рабочая тетрадь по биологии 9 класс В.В.Пасечник и Г.Г.Швецов. Страницы Глава 1. Молекулярный уровень

21. Назовите сходство и различия в строении молекул всех аминокислот.

  • Ответ: Все аминокислоты состоят из углеводородной цепочки, аминогруппы и карбоксильной группы. Различия заключаются в строении радикала, который может быть разной длины с замещением в ней атомов водорода.

22. Рассмотрите схему образования депептида. Подпишите название связи, соединяющей аминокислоты в молекуле белка.

  • Ответ: Связь, соединяющая аминокислоты в молекуле белка, называется пептидрой.

23. Заполните таблицу "Характеристика уровней структурной организации белковой молекулы",

  • Ответ:

    Структура Характеристика
    Первичная Последовательность аминокислот в составе полипептидной цепи
    Вторичная Вид спирали в результате образования водородных связей между - CO-NH- группами разных аминокислотных остатков полипептидной цепи
    Третичная Трехмерная глобула, образованная связями между радикалами аминокислот
    Четвертичная Сложный комплекс макромолекул с третичной структурой

Функции белков

24. Заполните таблицу "Функции белков"

  • Ответ:

    Функция В чем заключаются (примеры) Где осуществляется
    Каталитическая (ферментативная) Ускорение биохимических реакций (специальные белки-ферменты) В клетках
    Строительная Все белки - компоненты мембран и органоидов клетки, стенок кровеносных сосудов, хрящей, сухожилий, волос и ногтей В клетках и тканях
    Двигательная Движение ресничек и жгутиков, передвижение хромосом, сокращение мышц (особые сократительные белки) В клетках и тканях
    Транспортная Перенос веществ в организме (транспортные белки) В клетках и тканях
    Защитная Предохранение организма от вторжения чужеродных агентов и от повреждений (специфические белки) В крови и лимфе
    Регуляторная Поддержание постоянной концентрации веществ в крови и клетках, участие в росте, размножении (гармоны) В клетках и крови
    Сигнальная Прием сигналов из внешней среды и передача информации в клетку В клетках
    Энергетическая Белки - источник энергии В клетках

Нуклеиновые кислоты

25. Заполните таблицу "Нуклеиновые кислоты, их строение и биологическая роль".

  • Ответ:

    Название Особенности строения Биологическая роль Где содержится
    ДНК Дезоксиривоза, А,Г,Ц,Т Информация об организме В ядре
    РНК Ривоза А,Г,Ц,У рРНК, иРНК (мРНК), тРНК, 3 функции В ядре, цитоплазме, митохондриях, пластидах, ривосомах

26. Докажите, что нуклеиновые кислоты являются полимерами.

  • Ответ: Полимерами называются вещества, состоящие из множества мономеров, соединенных между собой химическими связями. Поскольку нуклеиновые кислоты представляют собой цепочки из множества чередующихся нуклеотидов, они являются полимерами.

27. Перечислите признаки сходства и различия в строении молекул ДНК и РНК.

  • Ответ: ДНК – двойная спираль, в нуклеотидах в качестве сахара присутствует дезоксирибоза. РНК – одинарная цепочка, в нуклеотидах в качестве сахара присутствует рибоза. И в молекуле ДНК, и в молекуле РНК присутствуют остатки фосфорной кислоты, и та и другая являются биополимерами.

28. Используя принцип комплементарности, достройте вторую цепочку молекулы ДНК.

  • Ответ:

    ––Т ––А––Т––Ц––Г––А––А––Г––А––Ц––Ц––Т––А––Ц––

    ––А––Т––А––Г––Ц––Т––Т––Ц––Т––Г––Г––А––Т––Г––

29. Закончите схему

  • Ответ:

    Рабочая тетрадь по биологии 9 класс В.В.Пасечник и Г.Г.Швецов. Страницы Глава 1. Молекулярный уровень

АТФ и другие органические соединения клетки

30. Заполните таблицу "Строение и биологическая роль АТФ"

  • Ответ:

    Строение Биологическая роль Где находится
    А-адении, С, ривозы Источник энергии В цитоплазме, ядрах, пластинах и митохондриях

31. Запишите, что общего и какие различия существуют между АТФ и нуклеиновыми кислотами.

  • Ответ: И в состав АТФ, и нуклеиновых кислот входит аденин, рибоза (РНК), остатки фосфорной кислоты. Но АТФ не является биополимером, а в состав ДНК И РНК входят и другие азотистые основания.

Биологические катализаторы

32. Дайте определение понятий.

  • Ответ:

    Катализаторы – это вещества, ускоряющие течение химических реакций, но сами при этом не изменяющиеся.

    Ферменты – это катализаторы белковой природы, ускоряющие биохимические реакции в клетках живых организмов.

34. Объясните, почему недостаток витаминов может вызвать нарушения в процессах жизнедеятельности организма.

  • Ответ: Витамины необходимы для усвоения питательных веществ, правильного роста и развития организма, восстановления клеток и тканей. Поэтому при их отсутствии нарушаются основные процессы жизнедеятельности.

Вирусы

35. Охарактеризуйте особенности строения вирусов.

  • Ответ: Вирусы представляют собой неклеточные формы жизни, с весьма простым строением: молекула ДНК или РНК, окруженная белковой оболочкой.

36. Объясните, на основании чего вирусы относят к живым организмам.

  • Ответ: Вирусы относят к живым организмам на основании того, что они могут размножаться и передавать наследственную информацию следующему поколению, синтезировать белковую оболочку.

37. Объясните, почему вирусы называют внутриклеточными паразитами.

  • Ответ: Вирусы называют внутриклеточными паразитами постольку, поскольку они могут размножаться только внутри клеток, используя вещества, получаемые из клетки хозяина.

38. Заполните таблицу

  • Ответ:

    Организмы Заболевания
    Растения Мозаичная болезнь
    Животные Ящур, чума
    Человек Грип, спид, корь, свинка
Сохранить
Другие задания